На этой неделе в Новосибирске открылась выставка "Миф о 17 невидимках". О тех, кто творил искусство в Молодёжном жилищном комплексе (МЖК) на окраине Октябрьского района. Главной обителью для них была школа. В 80–90-е годы "невидимки" противостояли классическим канонам и массовой культуре; жили творчески, в чём-то эпатировали, писали смелые картины, стихи и музыку, создали "третью культуру". Но тогда их не замечали.
"Вторая культура" — это андеграунд, а "третья" — андеграунд в андеграунде. "Третья культура" — это практически полное отсутствие амбиций. Творчество равно биографии, но не как в случае с популярной стратегией выстраивания "личного бренда", а просто потому что иначе невозможно. Это явление многократно усиливается, когда творческие единицы объединяются, влияют друг на друга, резонируют", — говорит в аннотации к выставке куратор Антон Метельников.
Прародитель "третьей культуры"
"Учился на художника, работал дворником, сторожем, грузчиком". Так об Олеге Волове пишут на одном литературном сайте. Его отец расписывал в советский антураж дома культуры. Человек увлечённый, понятное дело, приобщал сына. Отчий дом стал для Олега первым арт-пространством. Один из "17 невидимок" Сергей Патриков вспоминал, как долго ходил и разглядывал комнатушку, заставленную картинами, разукрашенными пластинками, "неимоверным" количеством бутылок… Да любые вещи могли стать холстом. Олег дарил им новые смыслы.
Обитель — МЖК
В те годы Сергей Патриков работал на телеканале старшим оператором. Получил предложение включиться в программу по жилью. Чего думать — с супругой Лилией и годовалым сыном ютились в квартире родителей. Переехали в МЖК. Девушка открыла в школе детский театральный кружок, позвала жену Волова — Валю. С ней, естественно, перебрался и Олег.
Андеграундная тусовка в квартире и "железке"
Воловы обосновались в МЖК. У них постоянно кто-то гостил. Неудивительно: Олег принимал талантливых людей без амбиций и официоза. Так что тусовку сколотил быстро. У него находили понимание и непредвзятость. Болтали о жизни, спорили за литературу, бесконечно гоняли чаи, сидели допоздна. А кто-то тихонько устраивался в уголочке. Идеальнее места для андеграундного искусства было не найти. Никто не потревожит. Кому не хватало на краски — Олег помогал.
"В субботу приходишь к Волову, видишь этих поэтов, этих художников — и тут же рождаются новые идеи, желание что-то сделать. Олег давал возможность формально жить той жизнью, которой живёт писатель-немаргинал, художник-немаргинал — это и выставки, и публикации, — создавая некоторое подобие альтернативной системы творческой реализации", — из воспоминаний Андрея Жданова.
По той же госпрограмме в МЖК стали перебираться семьи, многие из которых жили созиданием. Квартира Волова стала своеобразной галереей: картины ему дарили, просто не забирали, а что-то он и сам покупал. Интересная деталь — на входе стояла гостевая книга–холст. Художники, поэты, музыканты оставляли свою композицию или впечатление.
"Олег был человеком надежды. Ты находишься рядом с ним — он интересуется, что ты нарисовал или написал, предлагает выставляться", — из воспоминаний художницы Ирины Неделяй.
Было и другое, не менее, а может, и более атмосферное прибежище — "железка". Олег отгородил железными листами часть школьного спортзала и… завесил картинами. Там тоже любили собираться.
Эротика в школьном театре
Представьте себе. В школе часто зависали: там работали Лиля и Валя, да и время такое было — можно было делать чуть ли не что угодно.
Олег устраивал в детском театре выставки молодых авангардных художников. С таким, знаете ли, несоветским оттенком. Например, эротические картины Елены Селивановой (жены гитариста Дмитрия, игравшего в группах "Калинов мост" и "ГрОб"). Да, за это им ничегошеньки не было.
"17 невидимок"
В 80-х Волов основал товарищество "Блюмкин приют", издал альманахи "Бестиарий" и "Зелень" (в основном публиковались для своих небольшим тиражом). Тогда оформилась и группа "17 невидимок", которая продвигала андеграунд. Только мало кто знал и видел. Невидимки. Одна из площадок для выставки… тот самый детский школьный театр. Из других странно-любопытных мест экспозиции — вытрезвитель 31 декабря. Как и почему — история умалчивает
Забор, который кормил
Олег — генератор идей, но денег они обычно не приносили. После распада Союза возле МЖХ разрослась барахолка, окружённая серым бетонным забором. "Давайте я вашу унылость распишу цветной рекламой", — с этими словами Олег пришёл к хозяину. Тот согласился, Волов пригласил своих "невидимок", хорошо платил за работу. Порой им нечего было кушать.
Заказы полетели, роспись стала модной среди новосибирских бизнесменов. Преображались ларьки, заборы и прочее. Увы, ничего из этого в городе не сохранилось.
Олег Волов творил и поддерживал друзей до последних дней жизни, устраивал выставки и прочие ивенты. Оставил большую коллекцию работ, хранившуюся в квартире. Умер в 2015-м. Почти все из "17 невидимок" уже ушли из жизни, некоторые пропали (один, например, в психиатрической больнице).
А что сейчас?
В Новосибирске имя Волова известно в основном среди последователей андеграунда. Несколько лет назад его труд оценили западные искусствоведы. Например, европейский славист, знаток самиздатов Томаш Гланц — приезжал в город и не мог оторваться от журналов и картин. Сказал — нужно искать на это грант.
И напоследок о выставке
Экспозиция "Миф о 17 невидимках" открыта в Центре культуры ЦК19, "Студии 312" и в галерее Fab.8. Выставлены картины и документальные материалы о жизни и творчестве отца "третьей культуры" Олега Волова и его единомышленников. Из любопытного — более 30 интервью о жизни тех лет, тех людей.
"Он был человеком культуры. Новосибирск в целом не способствует культуре. Все, кто хотят сказать своё слово в культуре, к сожалению, уезжают из Новосибирска. Непонятно, как там находиться, если ты создаёшь какие-то культурные ценности — надо ведь как-то выживать, и это большой вопрос, как выживать, создавая культурные ценности в Сибири", — из воспоминаний Ирины Неделяй.